Управление рисками в закупочной деятельности
Централизованные закупки – одновременно очень ресурсоемкая и очень коррупционногенная система. Скандальные случаи в этой сфере появляются в СМИ почти каждый день, а основные законы, ее регулирующие, пережили уже десятки изменений. В этих условиях противодействие коррупции в сфере осуществления закупок занимает существенное место в общем механизме обеспечения экономической безопасности бизнеса.
Наиболее частым преступлением в сфере закупок является пункт 4 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп, совершенный в составе группы лиц, в особо крупном размере». На практике наиболее распространенными механизмами реализации коррупционных схем становятся:
• заключение контрактов по сознательно завышенным ценам;
• использование так называемых «прокладок» – технических компаний, выигрывающих торги;
• завышение не только стоимости, но и объемов выполненных работ;
• размещение фиктивных заказов, при которых оплата производится, а услуги или работы фактически не оказываются.
Субъектом преступления – коррупции в сфере закупок – в большинстве случаев становится представитель заказчика или компании, действующий в сговоре с представителями поставщиков.
Борьба с мошенническими и коррупционными схемами в закупках – сложный и многоступенчатый процесс с огромным количеством важных аспектов. С одной стороны, нельзя закрывать на это глаза, и необходимо серьёзно бороться с коррупционными и мошенническими схемами, и пресекать их. С другой, можно переборщить с административными мерами и нарушить нормальную работу бизнеса, что также влечет крайне негативные последствия. Опыт показывает, что соблюсти баланс невозможно, если бороться с нарушениями бессистемно или выстроить систему некорректно, без правильно организованного анализа всего массива доступной информации и без выявления действительно важных "контрольных точек". При отсутствии системности, нарушения если и вскрываются, то стихийно или и вовсе случайно. Ситуация усугубляется тем, что крупные компании еже¬дневно заключают множество договоров с по¬ставщиками и уследить за всеми процедурами действительно бывает сложно. Службам безопасности при этом приходит¬ся держать под контролем не только за¬купки, но и контракты на поставку с внешними крупными заказчиками, и прочие направления. Перечень факторов и «контрольных точек» дополняется и корректируется постоян¬но – аналитические возможности электронных систем развиваются, и сами нарушения становятся все более изощренными и разнообразными. Многоуровневый анализ закупок и участ¬ников помогает выявить и процедурные на¬рушения, и незаконные действия, и аномалии поведения, и признаки сговора, и ценовые мани¬пуляции, и неблагонадежных поставщиков. Но необходимо периодически проводить оценку системы безопасности компании, чтобы она была эффективной и наиболее экономически целесообразной.
Преимущества
с нуля безопасность в компаниях
разного профиля
кроме классических методов сбора информации, максимально используем возможности передовых IT-технологий и оперативных методов сбора информации
и ставим во главу угла финансовую
целесообразность
в сумме, дающих экспертизу
по основным необходимым
для обеспечения безопасности направлениям
основой для построения безопасности нового поколения